logot (logot) wrote,
logot
logot

Пчелы -2. Проблемы разведки и уроки демократии.

Продолжаю начатую постом Пчелы. Служба в армии, защита родины рассказ о жизни наших разумных соседей по планете.


Сразу хочу отметить, что описываемая ниже специализация носит в какой-то мере условный характер, т.к. по мере необходимости пчела может заниматься любой другой работой по улью, независимо от своего возраста. Ученые пришли к выводу, что «пчелы инстинктивно чувствуют, какую работу необходимо произвести в улье в каждый данный момент, и при необходимости делают ее независимо от своего возраста. В так называемой нормальной семье принцип естественной экономии труда показывает, в каком возрасте наиболее целесообразно выполнять ту или иную работу, и вполне возможно, что пчелы подразделяются на рабочие группы в соответствии с возрастом. Если же в семье нарушается обычный ритм жизни, различные работы выполняют молодые или старые пчелы в зависимости от обстоятельств. Таким образом, по-видимому, специфические задачи не обязательно выполняют пчелы какого-либо определенного возраста».


В возрасте 20-21 день, «оттянув лямку несения военной службы» на посту у летка обычная рабочая пчела, которая не найдя призвания в воинской службе и не оставшись на «сверхсрочную», перейдя в касту «воинов-профессионалов», привлекается к летной работе за пределами улья в качестве сборщицы нектара и пыльцы. Это — основная профессия в улье. (В пчелиной семье обычно работает на сборе пыльцы до 25-30% летных пчел. Они приносят за день 100- 400 г (реже до1- 2 кг ) обножки.
На сборе нектара занято 60% всего ее состава. Во время главного взятка могут переключаться на медосбор и временно освободившиеся пчелы-кормилицы. Тогда до 70% пчел семьи займется медосбором. За один вылет они способны принести в улей около 2 кг нектар).

Готовиться к своей основной специальности молодые пчелы начинают рано. На свои первые облеты допускаются обычно уже пчелы недельного возраста. Под руководством нескольких опытных наставников, на очень непродолжительное время, молодняк выпускается полетать непосредственно около улья. В дальнейшем полеты становятся продолжительнее и более дальними. Пчелы одной семьи делают первые учебные облеты вместе, проводя «совместные учения»... Поднявшиеся в воздух, они не улетают, а как бы соединяются в танце, вызывая массовое колебание пчел, парящих перед ульем. Эти «учения» редко длятся дольше 5 мин. Прекращаются они так же внезапно, как и начались, а поведение пчел перед ульем тотчас же приходит в норму.
Когда молодые пчелы делают первые ориентировочные облеты, некоторые из них могут залететь в другие семьи, особенно во время сильного ветра. Согласно исследованиям ученых при отсутствии ориентиров блуждает очень много пчел — до 50%; когда же ориентиров достаточно, блуждают единичные пчелы. Молодые пчелы, особенно в первые 4 дня ориентировочных облетов, блуждали очень часто. Самыми молодыми среди блуждавших пчел были пчелы пятидневного возраста. Большинство пчел (80%) были в возрасте от 6 до 11 дней и только 16% — от 12 до 37 дней.
Раздолбайство и блуждания имеют место в течение первой и в меньшей степени в течение второй недели жизни, в основном во время игр пчел, до того как они стали сборщицами. Потом судьба пчелы сборщицы может пойти по трем направлениям - старательно трудиться до смерти, переквалифицироваться в воровки или, проявив особую смекалку, "ораторские способности и память, добиться продвижения в элиту. 

Лучшие из лучших пчел-сборщиц со временем семьёй наделяются полномочиями разведчиц, (хотя в трудные времена, при отсутствии ресурсов, "в разведчики" отряжаются и неопытные пчелы, по-принципу - чем больше , тем лучше)
.
Статус пчелы-разведчицы в улье ко многому обязывает и надо ему соответствовать. На её долю, играющую важную роль в пищевом обеспечении семьи, выпадает необходимость постоянного разрешения трудных проблем.

1. Разведчица обязана найти подходящий источник пищи, для чего требуется распознать из множества объектов именно медоносное растение, которое способно дать сладкий нектар и пыльцу.

2. Разведчица должна знать не только то, какие растения — медоносные цветки и где они находятся, но и учитывать, в какое время суток они расцветают и открываются.

3. Разведчица должна сориентироваться и запомнить местонахождение медоносов по отношению к улью.

4. Разведчица должна учитывать постоянно меняющиеся условия внешней среды. При вылете пчелы из улья солнце может быть либо хорошо видно, либо скрыто облаками, а медоносные цветки после прошлого посещения могут быть либо все также зазывающе открыты, либо закрыться, увянуть. Запахи тоже могут сохраняться или измениться, смешиваясь с другими и т.п.

5. Разведчица, несмотря на то, что при исследовании местности летела по сложной траектории, должна рассчитать, зашифровать и выразить с помощью «языка танцев» сведения о наиболее коротком и экономичном пути с учетом качества и удаленности пищи от улья.

6. Разведчица должна быть талантливым «оратором», чтобы совершив обратный путь, и сообщая информацию о результатах своего поиска рабочим пчелам, УБЕДИТЬ их лететь за кормом именно к этому источнику.

Оттингеп-Шпильберг (1949) установила, что очень немногие пчелы-сборщицы семьи отыскивают новые растения, почти все они ожидают сообщений удачливых пчел-сборщиц

 80% пчел-разведчиц имели опыт в собирании взятка. Средний возраст 53 неопытных пчел-разведчиц составлял 31,5 дня (колебания 7—47 дней), в то время как средний возраст, когда пчелы-сборщицы начинали выполнять свою работу, был равен 29 дням (колебания 9—46 дней).

Начало собирательной деятельности меченых пчел изучал Линдауэр (1952). В то время как молодые пчелы убегают от танцовщиц, старые пчелы стараются следовать за ними, причем возбуждение их возрастает, и только 9 из 159 индивидуально помеченных пчел начали собирать взяток, не следуя предварительно за танцовщицей.

Вывод Оттипген-Шпильберг о том, что лишь немногие пчелы работают в качестве разведчиц, имеет большое значение в нормальных условиях, и мы можем согласиться, что во время хорошего взятка все сборщицы закрепляются на растениях, дающих этот взяток, и пчел-разведчиц может не быть совсем. С другой стороны, поздней осенью ИЛИ ранней весной в периоды благоприятной для медосбора погоды, но при отсутствии цветущих медоносов вблизи пасеки можно наблюдать большое количество пчел-разведчиц.


(Коммуникация пчел — отдельная и очень интересная тема ( для примера — Существует много определений критериев языка. По одному из них человек обладает в полном объеме семью определенными ключевыми свойствами языка. А танцам пчел приписывается максимальное для животных число свойств (шесть). Немаловажное значение для такого способа имеет количество информации, которую способны передавать эти насекомые. По мнению ученых, пчелы только о направлении полета могут передать около четырех бит информации)
Форма политического устройства самоуправления в улье также требует отдельного рассказа.
)

Итак, несколько независимо друг от друга проводивших «спецоперацию» пчел-разведчиц прибыли «на базу» с ценными разведданными. Каждая считает, что её сведения — самые верные и именно по её направлению должны выдвигаться основные массы пчел. Как происходит оптимальный выбор семьёй? 
Ученые, исследовав эту проблему, были поражены. 

Оказалось, что пчёлы выработали для принятия решений процедуру, которую мы бы назвали «оптимальная демократия»
.

Проводились исследования с пчелами, которые искали новое место жительства и перед роением, определялись с направлением своей «эмиграции»:

Несколько сот пчёл-разведчиц были высланы по всем направлениям в поисках «места обетованного».
Было обнаружено два подходящих места. Разведчицы вернулись домой и начали рассказывать другим пчёлам, что и где они нашли.
Хотя каждая из разведчиц будет «нахваливать» именно свою находку, продолжительность танца будет строго пропорциональна «качеству» будущего жилья, его соответствию некоему идеалу.
Наблюдая за разведчицами, другие пчёлы, тоже разведчицы (а вовсе не весь улей), решают — куда лететь на «проверку». Несколько уже новых разведчиц летит в одно место, часть в другое, но, очевидно, большая часть «второй волны» улетает в сторону более разрекламированного места. Вернувшись, вторая волна также начинает «танцевать про вновь открытый рай», пытаясь привлечь прочих пчёл именно к своему направлению. Так со временем образуются «коалиции», расхваливающие в одинаковом танце тот или иной возможный выбор.
Это голосование продолжается недолго. Не более 16 часов — что отлично для такого важного решения колонии. И оно вовсе не приводит к полному консенсусу и соглашению буквально всех пчёл о том, какой дом всё-таки лучше. Никто дальнейшие уточнения и сравнения не проводит.
Всё просто. Как только число разведчиц, ратующих за перемещение в место «Икс», достигает 10-20 штук, рой начинает прогревать свои полётные мускулы. Когда температура достигает нужной, все вылетают в новый дом.
  
http://www.membrana.ru/images/articles/1146598642-2.jpeg
 
Здесь разведчицы нашли два потенциальных места для гнезда, один с большим (слева) дуплом и один с более желательным маленьким (справа). Каждая пчела возвращается к рою (зелёные стрелки) и выполняет танец (в центре).
Но разведчица от "правильного" дерева выполняет больше циклов танца (красный символ), чем разведчица левого дерева (синий символ).
Три часа спустя число пчёл, голосующих за "правильное" дерево, увеличилось шестикратно, тогда как поддержка левому дереву увеличилась только втрое.
Ещё через три часа число разведчиков, высказывающихся за "правильное" дерево, фактически так выросло, что исключило левое дерево из соревнования (нижняя картинка)
(иллюстрация Stephanie Freese с сайта americanscientist.org).
 
Уже знакомый по первому рассказу Линдауэр, специалист по палеонтологии насекомых, хорошо изучивший вкусы пчел, также провел аналогичный вышеуказанному эксперимент — но довольно жестоко поступил с ними, дав возможность сразу двум разведчицам открыть два равноценных по удобству убежища, расположенных в двух противоположных направлениях.

Оказалось, что, если одна из разведчиц менее настойчива и красноречива, она вскоре прекратит танец, полетит в направлении, указанном ее «собеседницей», и постепенно примирится с этим. Но если обе пчелы-разведчицы проявят одинаковое упорство, то, соответственно, наберут равное количество «сторонников» — других разведчиц и рой разделится на две группы и полетит в двух противоположных направлениях. Беда, по правде говоря, не так уж велика: ведь одна группа пчел неизбежно окажется без матки (матка-то всего одна) и не замедлит присоединиться к другой группе в избранном ею убежище. А с кем именно полетит матка и почему — отдельная история... 

Продолжение следует...

Ссылки по теме:

Пчёлы преподали исследователям урок оптимальной демократии

У пчел обнаружили способность узнавать людей в лицо

У пчел обнаружили способности к математике

Медоносные пчелы оказались полиглотами

Пчелы танцем предупреждают своих об опасности </div>

Originally posted by zerkalo2010 at Пчелы -2. Проблемы разведки и уроки демократии.
Tags: интересно, природа
Subscribe
promo logot april 20, 2018 07:44 4
Buy for 50 tokens
"Видишь, не только подвигу есть место в жизни, но лени и пофигизму" (С)
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments